ФГОС ООО

Работа в данном направлении ведется только пока в начальной школе МБОУ СОШ п.Обор.
По среднему звену изучаем документацию на МО, ,на педагогических советах.Обобщаем опыт  учителей начальной школы и передовой опыт учителей других школ.







 







Актуальные вопросы проектирования современного
урока математики с учетом особенностей ФГОС ООО
(из опыта работы творческой группы
учителей математики
Данный стандарт устанавливает новые требования к результатам, представленным описанием предметных, метапредметных и личностных результатов, которые конкретизируются в примерных основных образовательных программах в виде планируемых результатов по учебным предметам, результатов освоения междисциплинарных программ (программы развития универсальных учебных действий, программы «Работа с текстом» и другие).
Требования  стандарта не являются абсолютно новыми для современного учителя. Однако, несмотря на это, вопросов они вызвали немало. Именно поэтому МБОУ ДПО «Информационно – методический центр» совместно с педагогами ОУ города в течение всего года проводили постоянно действующие семинары «Работаем по ФГОС ООО» по темам: «Некоторые проблемы преемственности обучения математики на 1 и 2 ступенях в условиях введения ФГОС ООО», «Системно – деятельностный подход как основа введения ФГОС ООО на уроках математики», «Учебное проектирование на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО», «ФГОС на 2 ступени обучения: составление технологической карты урока с учетом формирования УУД».
Одним из главных выводов, которые были сделаны после их проведения, это, прежде всего, изменение позиции педагога в соответствии с ФГОС, организация урока на основе системно - деятельностного подхода и создания учебных ситуаций, формирование  на уроке математики у учащихся:
- личностных универсальных учебных действий,
- регулятивных универсальных учебных действий,
-  коммуникативных универсальных учебных действий,
- познавательных универсальных учебных действий.
Высказывание А. Дистервега о том, что «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением» актуальны и по настоящее время..
Итак, конечно же,  с учетом вышеизложенного, должно измениться  и проектирование самого урока математики: учитель должен четко  спланировать содержание  педагогического взаимодействия, т.е. расписать, прежде всего, деятельность ученика и в соответствии с этим свою деятельность. Таким образом, возникла необходимость в наличии  технологической карты урока,  разработанного в соответствии с ФГОС ООО.
В лаборатории ИСИО РАО, проанализировав  достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями-практиками, пришли к выводу, что «унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует, и разработанные карты варьируются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока» (журнал «Управление начальной школой» №12/2011, И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС»).
В итоге исследований разработчиками ФГОС был предложен макет технологической карты урока, которая призвана отразить соответствие ее структуры требованиям ФГОС и содержательные особенности предмета.
Предложенная  ИСИО РАО технологическая карта урока, реализующего цели формирования у обучающихся универсальных учебных действий, была использована в процессе деятельности по научно-методическому сопровождению введения ФГОС на базе   МБОУ № 1, 15, 36, 46,  в которых педагоги,  являясь членами городской творческой группы «Работаем по ФГОС ООО», самостоятельно конструировали  уроки математики  на основе данной технологической карты.
Материалы для изучения основных положений ФГОС были получены из Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования (ИСИО РАО, г. Москва) от И.М. Логвиновой, кандидата педагогических наук, заместителя директора, и Г.Л. Копотевой, кандидата педагогических наук, заведующей лабораторией Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования, с курсов повышения квалификации по теме «Федеральные государственные образовательные стандарты  основной школы в контексте модернизации российского образования» и двухдневного семинара, проходящего в г. Калуге на базе МБОУ ДПО «Информационно- методический центр» в 2012/13 учебном году.
Реализация ФГОС ОООО освещалась непосредственно самими разработчиками стандарта, руководителями и специалистами лабораторий института, где в большей степени рассматривался именно вопрос о новом видении проектирования  современного урока математики, нацеленного на планируемые результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности. Также рассматривался вопрос о создании эффективного инструментария для учителя, позволяющего конструировать и проектировать достижения образовательных результатов, отслеживать сформированность универсальных учебных действий.
 Надеемся, что опыт учителей математики, членов творческой группы «Работаем по ФГОС ООО», которая  активно работала весь год и подробно ознакомила со своими наработками  педагогов города на заседании круглого стола «Работаем по ФГОС: образовательные стандарты: первые итоги, творческие поиски, методические находки»», прошедшего в мае 2013 года, будет полезен всем, кто планирует внедрение государственных стандартов в дальнейшем.




Модель организации внеурочной деятельности на основе проектных площадок


Великая цель образования - это не знания, а действия.
Герберт Спенсер


Эпиграф  определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса, дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.    В 2012-2013 учебном году в пятых класса  МБОУ «СОШ» №15  обучались дети, которые прошли начальную школу в рамках традиционной системы УМК «Школа России», при этом основное общее образование они получают в рамках ФГОС второго поколения. Это означает, что вчерашние четвероклассники, привыкшие приобретать сумму знаний и умений по учебным предметам, став пятиклассниками должны овладеть умениями учиться, организовывая свою деятельность и став обладателями определенных личностных характеристик.
Изучив приоритеты Образовательной системы «Школа 2100», мы пришли к выводу, что основная задача педагогов в существующих условиях, - это создание ученикам условий для полного овладения своими способностями. Дети от природы – народ любознательный и интересующийся, однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее и менее заметным.  Изучение новых научных фактов, должно. Прежде всего, опираться на личный опыт ученика.  Поэтому, в нашей школе на протяжении уже нескольких лет, как наиболее эффективный способ формирования социальной самостоятельности, творческой активности и развития познавательных умений, применяется метод проектов.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО образовательная программа  учитывает  часть учебного плана , формируемую участниками образовательного процесса. При этом необходимо формировать не только предметные, но и метапредметные результаты. В связи с этим при разработке программы внеурочной деятельности в нашей школе был сделан акцент на отказ от репродуктивных методов в пользу  методов, напраправленных на активизацию внутреннего потенциала учащихся и в качестве такого метода был выбран метод проектной деятельности. Достижение этой цели потребовало применения системно-деятельностного подхода, поэтому все учителя, работающие в 5 классах, объединились в творческую группу, разработав модель организации внеурочной деятельности на основе проектных площадок. Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100», которая реализуется в нашей школе, рассматривается как основная форма внеурочной деятельности.
Для организации работы в начале учебного года для пятиклассников был проведен классный час с рекламой проектных площадок. Учащиеся выбирали проектную площадку по собственному желанию, исходя из наклонностей и способностей. Продумывая тематику проектных площадок, мы учитывали возрастные особенности пятиклассников и перспективу дальнейшей работы. Чтобы исключить чрезмерную перегрузку детей мы определили, что в течение года учащиеся 5-6 классов будут принимать участие лишь в одном из проектов любых педагогов.  Учащиеся 7-9-х классов могут принять участие в двух проектах любых педагогов. Таким образом, за 5 лет получения основного общего образования  школьники поучаствуют в 5-8 проектных площадках.
Перенеся проекты во внеурочную деятельность, мы преследовали цель не только координировать познавательную составляющую, реализуемую в проектах, но и способствовать формированию целеустремлённости и настойчивости в достижении конкретных целей, выполнению взаимосвязанных действий, умению переносить полученные знания на нестандартные жизненные ситуации и решать их. По этим признакам мы и отличаем работу над проектами от других видов внеурочной деятельности.
Работу над проектами мы рассматриваем как способ формирования универсальных учебных действий: организационных (регулятивных),  интеллектуальных (познавательных), оценочных (личностных),  коммуникативных. Одна из главных задач проектных площадок - сформировать группу детей  как учебное сообщество. Взаимодействие «учитель — группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества. Партнерское общение школьников на проектных площадках способствует формированию навыков организации рабочего времени и пространства. Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.
Учителя математики предложили пятиклассникам для работы проектных площадок три темы: «Техника быстрого счета», «Задачник здорового образа жизни», «Волшебная страна Оригометрия».
В своей работе мы используем двухкомпонентную организацию проектной деятельности: работа над темой и работа над проектами:
1. Работа над темой. (Узнаём.) Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. Они формируют навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). По завершении обмениваются найденными знаниями.
2. Работа над проектами. (Делаем.) Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме.  По завершении представляют готовые проекты.
Отличительной особенностью модели организации внеурочной деятельности на основе проектных площадок является
1)      объединение постоянной малой группы 4-5 школьников в течение учебного года для выполнения совместной работы;
2)      возможность организации делового взаимодействия малых групп между собой внутри подвижных групп со сходными образовательными потребностями на данный момент.
Работа на проектной площадке предполагает сочетание общей дисциплины и свободы выбора. Дисциплина: одна тема на всех, общее время перехода от работы над темой к работе над проектами. Свобода выбора: свободный выбор своей индивидуальной темы (в рамках общей темы), свободный выбор проектов.
Основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию, для этого вводятся специальные условия, ограничения и этапы деятельности. На проектных площадках осваиваются навыки, которыми взрослые уже владеют, а дети только учатся.
Итогом работы над проектами стал «День проектов», проведённый в конце учебного года, на котором каждая проектная площадка представила  результаты своей работы. Если классифицировать выполненные проекты по видам конечного результата, то получилась следующая картина:


Мероприятия
Классный час в начальной школе
Творческая мастерская для одноклассников
Физкультминутки
Викторина, соревнование
Изделие
Учебные пособия
Выставка поделок
Задачник
Информационные проекты
Страницы учебника (с текстами, рисунками, заданиями)
Рекламные проспекты «Знай и умей!»
Памятки для учащихся
Исследования
Презентация самостоятельно полученных новых знаний.
Решения проблем
Как сберечь здоровье?
Как научиться быстро считать?
Оригами – наука или искусство?

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Какими бы не были по своему виду и типу проекты, самое главное, что с их помощью можно:
1.   Обучить учащихся: выявлять и формулировать проблемы; проводить их анализ; находить необходимые источники информации для выработки вариантов решения проблемы; находить конкретные собственные пути решения проблем; применять полученную информацию для решения поставленных задач.
2.   Развивать у школьников исследовательские и рефлексивные умения.
3.   Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи.
4.   Развивать у учащихся умение творчески подходить к способу подачи материала.
5.   Развивать у учеников «командный дух» и «чувство локтя»;
коммуникабельность и умение работы в сотрудничестве.
6.   Способствовать повышению личной уверенности каждого участника проектного обучения.
Такой подход к организации внеурочной деятельности обеспечил
-         плавный переход школьников с начальной на основную ступень образования;
-         формирование предпосылки для  индивидуализации деятельности;
-    наличие инициативного, самостоятельного действия.
Описанная модель педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Возможности организации исследовательской деятельности на уроках математики в рамках реализации требований ФГОС в образовательном процессе


Математическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры. Поэтому приоритетной задачей внедрения ФГОС основного общего образования является достижение нового современного качества и эффективности образования, что предполагает не только усвоение обучающимися суммы знаний, умений и навыков, но и формирование ключевых компетентностей.
В 2012/13 учебном году для обучения математике в пятых классах в рамках реализации нового стандарта образования мы использовали  учебно-методический комплекс «Сферы» под редакцией Е.А.Бунимовича, Г.В.Дорофеева, С.Б.Суворовой, который построен с применением инновационных моделей, обеспечивающих комплексность и преемственность обучения, позволяющих по новому организовывать учебную деятельность и повысить познавательную активность учащихся.
Отличительной чертой данного УМК является обеспечение освоения общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности:
§     создание условий для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
§     формирование умения использовать различные языки математики, свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства, интегрирования в личный опыт новой, в том числе самостоятельно полученной, информации;
§     создание условий для плодотворного участия в работе в группе; развития умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций. Это позволило учесть такую психологическую особенность возраста пятиклассников, как избирательность внимания. Дети легко откликаются на необычные, захватывающие уроки и внеклассные дела, но быстрая переключаемость внимания не даёт им возможности сосредоточиться долго на одном и том же деле. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, особенностью их мышления является его критичность. У ребят появляется своё мнение, которое они стараются демонстрировать как можно чаще, заявляя о себе. Этот возраст благоприятен для творческого развития. Учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствие, самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. Поэтому организация образовательного процесса при реализации ФГОС ООО предполагает широкое использование технологии исследования в обучении как средства знакомства учащихся с методами научного познания, формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. УМК «Сферы» предполагает широкое включение в учебный процесс исследовательских задач, которые служат основой для организации систематической исследовательской деятельности обучающихся. Под исследовательской задачей понимается задача, формулирующая конкретные аспекты определенной учебной проблемы, на выяснение которых направлено ее решение. Ответ на такую задачу не является очевидным и не может быть получен путем прямого применения известных схем.
Речь идет об исследовательских задачах, к которым относятся задачи «на соображение», «на догадку», головоломки, нестандартные задачи, логические задачи, творческие задачи. Такие задачи подобраны так, чтобы они соответствовали теме урока или серии уроков. Их удобно включать и при объяснении нового материала, и при закреплении пройденного.
Например, при изучении темы «Прямая. Части прямой. Ломаная» на этапе закрепления изученного материала обучающимся может быть предложена задача № 26 из учебника:
1)                 Начертите две пересекающиеся прямые. Проведите третью прямую, пересекающую каждую из этих прямых и не проходящую через их точку пересечения. Сколько точек по парного пересечения прямых у вас получилось?
2)                 В некотором городе три попарно пересекающиеся улицы. На каждом перекрестке установлен светофор. Сколько всего светофоров в городе? Было решено проложить новую улицу, пересекающую все старые и не проходящую через уже имеющиеся перекрестки. Сколько придется установить светофоров? А если прокладка улиц будет продолжена таким образом, можно ли сказать, сколько будет светофоров в городе с десятью улицами?
Таким образом, использование задач исследовательского характера при обучении математике позволяет учащимся в процессе их решения не только анализировать условие задачи и актуализировать имеющиеся у них знания, но ещё и выдвигать и обосновывать гипотезы, находить закономерности, делать выводы и обобщения. Задачами такого типа насыщен весь УМК, что не только упрощает работу учителя по созданию проблемных ситуаций, но и пробуждает его творческую инициативу, ведет к плодотворному сотрудничеству с учащимися при организации образовательного процесса.
Учитель отбирает методические средства, обеспечивающие эффективность реализации ФГОС, с учетом возможности на их основе управлять содержанием, процедурой и характером осознанной познавательной деятельности, формировать и совершенствовать опыт собственной самостоятельной поисковой познавательной деятельности учащихся. Одним из ведущих средств, удовлетворяющих этим требованиям, является вовлечение учащихся в самостоятельную работу поискового характера, направленную на формирование новых знаний и способов действия. Например, при изучении темы «Роль скобок как математического знака» целесообразно провести самостоятельную работу в парах постоянного состава:
1.                  Запишите выражение 420:6 +4•2 и найдите его значение.
2.                  Вновь запишите данное выражение и расставьте в нем скобки всеми возможными способами.
3.                  Найдите значения полученных выражений.
4.                  Сравните значения полученных выражений со значением выражения 420:6 +4•2.
5.                  Сделайте вывод о том, в каких случаях при расстановке скобок не изменяется значение числового выражения.
6.                  Подумайте, какие скобки в математике считаются обязательными, а какие лишними.
Ведущая роль самостоятельной работы поискового характера определяется ее многофункциональностью. Такая работа является методом обучения, относящимся к группе методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, средством обучения, обеспечивающим развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся, формирование опыта поисковой творческой деятельности. В то же время она является формой организации обучения, формой организации обратной связи, контроля и оценки знаний и умений учащихся. Таким образом, грамотная организация исследовательской деятельности в рамках реализации новых ФГОС ООО заставляет учащихся мыслить, приучает к творческому поиску, формирует навыки самостоятельной и исследовательской работы, способствует более глубокому пониманию математики

Комментариев нет:

Отправить комментарий